"В детском саду мой ребенок ничем толковым не
занимается. Он целыми днями только играет".
Так
думают многие родители, не понимая, что именно в совместных играх и шумных
развлечениях их малыши обучаются весьма существенному - социальному поведению.
В возрасте от 3 до 6 лет формируются установки, определяющие, как мы будем
вести себя с нашими близкими, как мы будем помогать другим, считаться с ними,
но одновременно отстаивать и свои собственные интересы. Понятно, что основы
социального поведения закладываются в родительском доме. При встречах с
другими, в детском саду или в спортивной школе, к ним добавляется новое
качество: дети учатся вливаться в группу, не отставать от других. Это сложный
процесс, растягивающийся на годы.
Контактность
«Можно
с тобой поиграть?», «Ты будешь в нашей группе?» В детском саду ежедневно
завязываются новые контакты, дети объединяются для игры, учатся не только
заявлять о своих желаниях, но и переносить отказ.
Чуткость
Это основная предпосылка нормального
социального поведения. Трех-четырех летние дети по своему умственному развитию
еще не в состоянии представить себя на месте другого, взглянуть на что-то его
глазами. Однако они вполне способны проявлять сочувствие. Если товарищ по игре
плачет, потому что его с таким трудом собранный автомобиль развалился, то они в
виде утешения предлагают ему собственного плюшевого мишку, потому что им самим
в подобной ситуации он помогает. Но только с шести лет дети начинают понимать,
почему их товарищ по игре плачет, и предлагают ему снова собрать машинку
вместе.
Понимание правил
Оно
необходимо для любой игры. Понимать правила и уметь пользоваться ими - это
большой шаг в умственном и социальном развитии. Например, игру в прятки
осваивают даже совсем маленькие дети. Ролевые игры доступны только с четырех
лет. Ведь для этого надо договориться о правилах: «Я хозяин собаки, а ты мой
пес - и соблюдать их. Трехлетних просто вовлекают в игру, к примеру в роли
собаки. Если они ведут себя неправильно, рвутся с «поводка» или во время
«выгуливания» не задирают ногу, старшие им выговаривают. Так малыши учатся, как
надо правильно играть роль.
Способность сдерживать желание
Для
детей детсадовского возраста это самое трудное. Даже у пятилетних бывают
проблемы, если надо становиться в очередь и ждать, когда придет твой черед.
Маленькие дети лишь с большим трудом могут преодолеть разочарование: проиграв,
они тут же раздражаются слезами. Справляться с разочарованиями удается лишь
детям школьного возраста.
Скромность
Не
быть в центре внимания - для многих это что-то совершенно непривычное. Впервые
им надо стать частью группы, чтобы получить признание. Хорошая тренировка: в
течение года празднуется день рождения каждого ребенка, и в этот день все
остальные автоматически оказываются на заднем плане - важный опыт поведения в
коллективе.
Великодушие и предупредительность
Помочь
няне открыть дверь, накрыть на стол, убрать со стола. Помочь товарищу,
поделиться с товарищем и т.д. Дети учатся правильному социальному поведению, в
первую очередь, через собственные переживания и опыт.
Воспитатель помогает создать фон для игрового
опыта, вмешивается в случае конфликтов, уговаривает, если слабых исключают из
коллективной игры, разъясняет, почему необходимо внимательно относиться друг к
другу.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьОчень познавательная статья!!!Я думаю кругозор родителей о детском садике значительно расширится!!!
ОтветитьУдалить